Г.Р.Рейнин. Школа и реальность.

Home ]

 

1 августа 1999 года. г.Ломоносов.

Григорий Рейнин

ШКОЛА И РЕАЛЬНОСТЬ.

 

Судя по письменным вопросам, вас интересуют мои отношения со Школой. Мне кажется, что для вас это не должно быть важно, хотя, если интересно, могу сказать пару слов.

Я встретился со школой приблизительно лет двадцать назад. С этим направлением, которое называется Школа. И я почувствовал, что Закон Школы (так, как я его понял из уст И.Н.К.) вполне соответствует и моим представлениям о взаимодействиях с миром и людьми. Поэтому мне было внутренне нетрудно его принять.

Я никогда не воспринимал Школу, как клуб любителей чего-то, или клуб, занимающихся чем-то, или общество поклонников кого-то. Для меня всегда на первом месте были индивидуальные отношения со Школой, если, конечно, под Школой понимать определенную традицию. И совсем в другом месте стояли отношения с теми, кого принято сейчас называть, школьными людьми. Это были и сейчас остаются чисто личные отношения.

Я иногда слышу высказывания разных людей по поводу того, как сильно они любят Школу. У меня такое переживание - любовь к Школе - пока не возникало. Поэтому о себе я этого сказать не могу. Но у меня есть другое переживание – переживание реальности Школы. Для меня Школа – это прежде всего реальный способ учиться, способ взаимодействовать с людьми и миром. Это действительно Закон, который мне импонирует.

Время от времени, в течение всех этих лет проявлялись разные, иногда совершенно неожиданные, моменты взаимодействия со Школой. Но вот только сейчас, пожалуй, приоткрылся какой-то иной, совсем другой смысл. Смысл, о котором мне и хотелось бы сказать. В свете этого, как бы второго смысла, я по-другому увидел, что такое Мастер Школы, что такое Учитель и т.д.

Здесь, возможно, следовало бы начать с позиции, которая лично мне очень близка. Эта позиция представлена в одной суффийской притче, где говорится, что лев - самый сильный хищник, слон может больше всех съесть, а человек пришел, чтобы учиться.

Я действительно думаю, что человек пришел в этот мир, чтобы учиться. И правильная позиция человека по отношению к миру - это позиция ученика. Так вот, ключевым моментом моего теперешнего понимания Школы стала фраза: “Школа - это реальность”. Хотя это и было сказано И.Н.К. совсем по иному поводу. Он говорил тогда о воплощенности Школы, как потока некоторого знания, о проявленности Школы в виде некоего социально-психологического мира. Это говорилось в том смысле, что Школа стала реальностью. Но для меня в какой-то момент фраза “Школа - это реальность” прозвучала вдруг совсем по-другому. А именно – буквально: “Школа - это Реальность”, и человек приходит в этот мир, чтобы учиться, и правильная его позиция - это позиция ученика. В какой-то момент я увидел, что все, что делалось до этого, возможно и делалось, чтобы можно было сказать: Школа – это реальность.

И вот тогда прежнее представление о Школе, как о некотором духовном течении, расширилось, заполнив собой всю Реальность. Отпала необходимость отделять Школу от не-Школы или еще от чего-то. А вот Закон Школы - это как раз есть то, что выделяет определенную духовную традицию, которая называется “Школа”.

Я действительно думаю, что человек - единственный представитель фауны нашей планеты, самым сильным местом которого является его сознание, способность к обучению, наличие колоссальных вербальных возможностей, второй сигнальной системы и т.д.

И тогда, если принять, что Школа - это Реальность, а Реальность - это Школа, то все без исключения проблемы, сразу становятся проблемами обучения, а всякая ситуация – учебной. При этом снимается масса дихотомий, связанных с правильным и неправильным, ложным и истинным и т.д. Все это ситуации обучения, а “место ученика”, о котором часто говорится, всегда определено: это просто ваше тело и то место в пространстве, где оно в данный момент находится.

Тогда Мастер Школы - это человек, который не только сам способен занять позицию ученика, но и может для других создать ситуацию, где обучение будет происходить максимально эффективно, может подвести к этому поворотному пункту - обучению в Реальности. Есть такое выражение: “Если ученик готов, то приходит Учитель”. С этой точки зрения, если ученик готов, то Учитель не то, что приходит, он уже рядом стоит. Он уже здесь.

В связи с этим хочется вспомнить Карлоса Кастанеду. Как там... четыре врага Воина. Первый враг - это страх, второй враг - сила, могущество, третий враг – ясность. И, наконец, четвертый - это усталость. Я думаю, что первые три врага, конечно, очень страшные, но они не так страшны, как четвертый. Самый страшный враг - это лень и усталость. С этим, по-моему, ничего нельзя сделать.

- Совсем ничего нельзя сделать?

- Человек думает: “Ну, ладно, я вот как-нибудь на недельке соберусь и займусь чем-нибудь”. Или: “буду два раза в неделю медитировать”. Или еще что-нибудь... Но это и есть лень. Потому что, все время находиться в позиции ученика - это требует достаточно больших усилий, большой концентрации и устремленности. Я не знаю, что можно сделать с ленью. Если я вижу человека ленивого, я не знаю, как ему помочь. Если я вижу, что человек чего-то хочет, это одно дело. Он куда-то стремится... но не знает, как и куда, но я вижу его устремление, я знаю, что эту энергию можно куда-то обратить. Но, если у человека нет желания учиться, то я не знаю, где взять энергию... Это понятно? Я действительно не знаю, что делать с ленью. Что делать со всем остальным я могу не знать в какой-то момент, но я буду знать по ходу какого-то действия. Но что делать с ленью, я не знаю. Существует убежище, которое организовано в некотором клубе, который тоже называется Школа, и там есть группы, куда люди ходят заниматься. Вроде клуба по интересам. Для кого-то в большей степени, для кого-то в меньшей степени, у кого-то это занимает большую часть жизни, у кого-то небольшую... Но это все как бы в свободное от основной работы время.

Я здесь ничего и никого не осуждаю, это не хорошо и не плохо, это просто разные способы жить. И пока человек не дошел до того, что ему учиться необходимо, как дышать, до тех пор он будет ходить во всякие секции и искать себе Учителей. Кто-то ему больше понравится, кто-то - меньше. Но я действительно убежден, что, если ученик готов, то Учитель уже стоит рядом. И это всегда так! Не нужно искать Учителя.

С этой точки зрения Закон Школы, если его сформулировать как три постулата Школы - это как раз и есть правила, которые говорят о том, как нужно учиться у реальности. Что следовало бы принять, чтобы обучение стало максимально эффективным.

Первый постулат: “Каждый человек - есть проводник бесконечного океана знания и силы, лежащего позади него”. Для меня здесь самое важное не то, что ... бесконечный океан, ... знания и силы и не то, что он доступен, и можно что-то взять из этого океана. Для меня в этом самом первом постулате самое важное слово, слово “каждый”. Самое важное, что человек не меньше человека, не меньше, и не больше. И именно это отношение порождает, с моей точки зрения, такие отношения между людьми, когда человек не ставит себя выше кого-то другого и не ставит себя ниже, не стремится пристроиться сверху и не стремится под кого-то подлезть, подползти, пристроиться снизу. Не стремиться стать в позицию ребенка или в позицию родителя, который поучает.

В этой ситуации появляется сразу множество людей вокруг, которых мы никак не можем поставить рядом. “Что и этот тоже проводник? И вот этот?” Есть какое-то место по какому-то большому счету, не личностному, а какому-то другому, по которому человек не меньше человека. А то, что он проводник бесконечного океана знания и силы, говорит лишь о том, что в каждом человеке есть вся Реальность. В каждом человеке, как в капле воды, есть все-все, что есть в реальности. Есть вся информация и все люди, и знания обо всех вещах в мире, и все физические процессы, и все состояния сознания, и все-все остальное.

Отсюда уже легко вывести различные технологические моменты, например, принципы сенситивного тренинга. Действительно, если каждый человек - проводник, и в каждом человеке все есть, тогда легко понять, что проблема получения какой-то информации сводится к проблеме организации представления этой информации на каналах ощущений. Это интересно, полезно, но все-таки это не главное.

Второй постулат, который является следующей частью, определяющей школьный поток. “Познай самого себя, как часть Мира, и Мир, как часть себя”. Этот постулат говорит о том, что человек есть неотъемлемая часть реальности, включающая в себя всю реальность. Он позволяет увидеть не только себя внутри реальности, но и реальность внутри себя, и увидеть себя внутри себя. Позволяет встать не только в позицию, принятую в мировоззрении того, что называется Великим Средним: человек – это маленький кусочек реальности, маленькая песчинка, пылинка на песчинке во Вселенной. Но и увидеть в себе всю вселенную.

Это как раз такая позиция, которая позволяет увидеть отграниченность человеческого сознания, которое требует наличия внешних объектов. Увидеть ограничение человека, состоящее в необходимости отделять себя от мира, от реальности. То есть, можно сказать, что сознание человека это есть отграничивающая отграниченность. Как осознать мир как часть себя? Сознание попадает в ситуацию, где ему не на что опереться. Но без опоры оно работать не может, ему обязательно нужен костыль. И человек придумывает для себя какой-то внешний объект, из которого он сможет что-то получать, будь то Космические Учителя или инопланетяне, или поток Школы, из которого он получает какую-то информацию. “Я прислушался, и Школа мне сказала”. А где Школа? Откуда сказала? Кто там сидит? Кто говорит? Космос говорит человеческим голосом? Кто с кем разговаривает? Тут наши сомнения останавливаются и дальше не идут. “Школа мне сказала!” Все! Но в этом случае Школа становится таким же костылем для сознания, как и все остальные, как маятник или небесный учитель.

Чем мы тогда отличаемся от контактеров, которые общаются с космическими учителями? Не вижу разницы: Школа сказала или учителя с Сириуса. Какая разница? И там и там мы выделяем внешний источник, который нам что-то говорит.

И вот здесь позиция: познай самого себя, как часть Школы и Школу, как часть себя, или: Себя, как часть Мира, и Мир, как часть себя, - как раз и позволяет увидеть этот механизм, механизм получения информации и правильно к нему отнестись, не идеализировать, не абсолютизировать и не мистифицировать его. Потому что, если мы его абсолютизируем, мы снова попадаем в позицию маленького человека, которому сейчас все расскажут. А дальше: маленький человек старается стать побольше, и все катится по давно уже накатанному пути. И тогда Мастер Школы, Учитель - это как погоны. Ну, если Учитель, – это допустим, майор, то Мастер - это полковник, а Вольный Мастер - это уже генерал. А дальше там есть еще больше - Мокша. Понятно, что для И.Н. это шутка, но для многих, которые во всем этом тусуются, это отнюдь не шутка.

- Где существует Школа? Школа – это зачем?

- Можно сказать, что Школа существует в голове у И.Н. или в Санкт-Петербурге, или где-то еще. Куда бы мы ее не поместили, мы ничем не будем отличаться от обычных контактеров. Я вовсе ничего плохого не имею в виду в отношении контактеров. Частенько они выдают правильную информацию, говорят очень интересные, нетривиальные вещи. И не их вина, что они не осознают свой механизм получения информации. Это их система верований, их пространство, оно так организовано.

Во всех этих вариантах происходит разделение сознания на два участка, которые дальше уже и общаются между собой. Это необходимый механизм для получения информации. Человек себе не доверяет, а маятнику, учителям с Сириуса доверять легче. Так оно и есть. Можно посредством Школы, можно посредством маятника, учителей... Это необходимый костыль для индивидуального сознания. Можно посредством карт... С помощью любого средства вы можете организовать пространство своего сознания. Можно сказать: “Мне карты сказали...”. Ради Бога! Бобы, кости зверей и т.д.

Я глубоко убежден, что ни одна пылинка, ни один камушек и ни одна песчинка в этой вселенной не сдвинутся для того, чтобы подать вам знак. Им глубоко наплевать на все ваши вопросы и на вас в том числе. Но если вы хорошо организуете пространство, то вещи сами вдруг начнут подавать вам знаки, и отвечать на вопросы. И вот здесь люди очень часто впадают в мистификацию. Думаю, что точно в такую мистификацию попадают и многие “школьные” люди. Не важно кто. Я это просто вижу.

Тут возникает ситуация обычного шаманизма... Вот есть племя. Они ничего не знают и не понимают. Но есть шаман, который разговаривает с Богами, с Духами. Нужно только спросить у него. Шаман там спросит, послушает, и духи ему все скажут. Дров, допустим, надо побольше, т.к. зима будет холодная. Или еще чего-нибудь. Шаман становится как бы посредником между духами (Школой) и простыми людьми, у которых такой связи нет.

Так вот, основная моя позиция здесь (я хотел бы к этому вернуться) состоит в том, что время человеческой жизни - это время, которое отпущено ему, чтобы учиться. И все время, которое он этим не занят, из его жизни вычитается. Всякое время, когда он занят чем-то другим. Всем чем угодно.

С другой стороны, это не значит, что он сидит за партой и только слушает, ничего не делая. Потому что Школа - это Реальность. Он может заниматься чем угодно. Значима только внутренняя позиция. Это Ничто. Это не может быть чем-то конкретным - так и никак иначе. Это только позиция: либо я хожу на занятия два раза в неделю, либо вся моя жизнь - это ученичество. Это просто разные процессы. Возможно, здесь какой-то мой экстремизм. “Помнить и быть внимательным”. Всякую ситуацию можно преодолевать как страдание, а можно помнить и воспринимать как процесс обучения. И это будет совсем другой выход из ситуации и совсем иная энергетическая структура взаимодействия в этой ситуации. Фактически, Мастер Школы - это человек, который реализовал это состояние. Как я понимаю, такой человек может называться Мастером Школы. И все! Т.е. тот, кто реализовал позицию ученика, и тот, для кого вопрос: “сколько часов в день надо учиться” является неактуальным.

Одного дзенского мастера спросили: “А как вы входите в медитацию?” Он ответил: “Не знаю. Я из нее не выхожу”.

- Это как нельзя быть немножечко беременной?

- Да, как нельзя быть немножечко на Пути, два-три раза в неделю, а остальное время “мы тут по делам, на базар...” На самом деле можно и на базар. Можно куда угодно, все равно при этом оставаясь учеником. Это позиция.

 

  • Какие ваши отношения со Школой?
  • Ну, вот такие отношения.
  • Что такое обоюдность отношений со Школой?

- Обоюдность отношений со Школой... Что вы имели в виду? С людьми Школы? Это просто: не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Это этика чисто христианская. И конфуцианская тоже. С другой стороны, ты не ответственен в отношении перед другими за то, что допускаешь по отношению к себе. Здесь есть некая другая сторона. Т.е. не надо перегибать палку своей ответственности за что-то. Момент, о котором многие забывают.

- Мы выбираем Школу или Школа выбирает нас?

- Я думаю, что мы выбираем Школу.

- Школа, она одна?

- С точки зрения, о которой я сказал, она одна. Никаких других Школ нет. Хотя, если Школу брать, как некое сообщество людей, то можно сказать, что она есть одно из многих направлений и школ, отличающихся способами взаимодействия с реальностью.

- У некоторых людей после тренингов появились новые возможности взаимодействия, а они не знают, зачем эти возможности им нужны.

- Этим людям придется как-то трансформироваться, потому что дальше жить так, как они раньше жили, жить теми же самыми способами нельзя. Т.е. появление этих способностей будет их каким-то образом продвигать к каким-то трансформациям. И конечно, в этом могут помочь какие-то школы, традиции, которые им окажутся ближе. Это нормальная ситуация, которая ненавязчиво подталкивает человека к трансформации. Пока их вопрос “зачем” связан с чисто утилитарной структурой их личности, все нужно для чего-то. Если есть что-то, то оно обязательно должно быть для чего-то. Как что-то может существовать само по себе? В конце концов, в разных школах по-разному. Иногда способности появляются в результате какой-то деятельности, какого-то духовного продвижения, а иногда наоборот.

И еще немного о состоянии ученика. Мне кажется, что это место ключевое, самое важное. Все остальное только оформляет его, и говорит нам о многом. Мне кажется, можно здесь выделить две позиции. Есть позиция делания – позиция человека, который не ждет милости от природы, старается взять от нее максимум. Такая жизнь от недостатка. Делание и приобретение. Это одна направленность. И вторая позиция - это позиция неделания, когда человек действует как часть реальности в соответствии с тем пространством, в котором он оказался в реальности. Он может при этом либо сидеть неподвижно, либо быть очень активным, совершать какие-то действия, но не в силу каких-то своих представлений о том, что и как нужно делать а, действуя как часть реальности, в которой происходит реализация некоторого намерения. И вот здесь тогда уже можно говорить: “Это движение целого в целом ” и про нуль-переход в точке координатора. Тогда это понятно, потому что человек в этом состоянии все время движется в пространстве своего Учителя. И все остальные люди, которые с ним взаимодействуют, тоже при этом будут восприниматься как часть реальности.

 

- Про женщин. Чем отличается женщина на пути?

- Честно говоря, с точки зрения того, о чем я здесь говорил, никакой разницы нет. Позиция ученика - есть позиция ученика. А дальше со всей своей атрибутикой ты либо в этом, либо не в этом. Другое дело, что в разных системах есть разное отношение к женщине. Но по большому счету здесь абсолютно никакой разницы.

Я все сказал. Спасибо.


 

Обновление страницы: 09.11.04

Веб-мастер: Михаил Искрин, miskrin.narod.ru

Π‘Π°ΠΉΡ‚ управляСтся систСмой uCoz